Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

РБК: Разворот на Восток. Как российский ТЭК изменит курс в условиях санкций

Конфликт России с Западом из-за присоединения Крыма заставил российские власти и компании активизироваться на восточном направлении. Самым выдающимся результатом стало подписание в мае контракта на поставку газа по трубопроводу «Сила Сибири» на 38 млрд куб. м газа в год в объем​е $400 млрд на момент подписания.

Курс на Китай – не новый, российские власти прокладывали этот путь долгие годы. Китайские компании уже закупают большие объемы российской нефти, а тот ж​​​е контракт с «Газпромом» обсуждался более десяти лет. Но подписать его удалось только сейчас, когда России во чтобы то ни стало требовалось показать Западу смену своих приоритетов. Это и дало почву для рассуждений, что проект может быть не очень-то выгоден «Газпрому». Он и в самом деле не идеальный: правительству пришлось пообещать «Газпрому» освобождение от экспортных пошлин при поставках в Китай, а обещанный изначально китайский аванс на строительство трубы так и не был выдан. Топ-менеджеры «Газпрома» уверяют, что компания способна построить газопровод самостоятельно.

После «сделки века» руководство «Газпрома» не стеснялось в прогнозах и даже принялось прокладывать на карте еще один газопровод в Китай, так называемый западный маршрут. «С учетом наращивания поставок по западному маршруту в среднесрочной перспективе объемы поставок в Китай могут превысить текущие объемы экспорта в Европу», – сообщал глава «Газпрома» Алексей Миллер. В 2013 году «Газпром» поставил в Европу 161,5 млрд куб. м, план на 2014 год – 157 млрд куб. м.

Старается не отставать от «Газпрома» на китайском направлении и «Роснефть». Ей еще раньше удалось договориться о масштабных поставках нефти в Китай, а в этом году возглавляемая Игорем Сечиным компания стала активно приглашать китайских партнеров в свои добывающие проекты и в начале ноября подписала рамочное соглашение о продаже китайской CNPC 10% в проекте по освоению Ванкорского месторождения. Аналитик «Уралсиба» Алексей Кокин оценивает эту сделку в $1 млрд.

В этом же году «РусГидро» подписала с Китаем предварительное соглашение о совместном строительстве противопаводковых ГЭС на Дальнем Востоке, а группа «Интер РАО» наращивает объемы экспорта в Китай. Представитель «Интер РАО» сообщил РБК, что в следующем году компания рассчитывает как минимум сохранить прежние объемы поставок в Китай.

В сфере финансов в октябре Китай и Россия подписали трехлетнее соглашение о валютных свопах на сумму до 150 млрд юаней ($24 млрд) с возможностью увеличения объема операций с согласия обеих сторон. А глава российско-китайского делового совета Геннадий Тимченко анонсировал новый инфраструктурный про​ект: строительство высокоскоростной железной дороги между Пекином и Москвой. По предварительным оценкам, скорость движения на маршруте Москва – Пекин увеличится в четыре раза, то есть из одной столицы в другую можно будет доехать за 33 часа.

«Поворот на восток – главный тренд этого года», – уверен Константин Симонов, руководитель Фонда энергетической безопасности РФ. Условия, на которых Китай входит в Ванкор, несопоставимы с теми, которые предлагались европейцам. В этой сделке, в частности, «Роснефть» не ставила условием обязательный обмен активами с иностранным партнером. Симонов уверен, что китайцы могут принять участие в приватизации «Роснефти», 19,5% акций которой планируется продать в ближайшие годы. 

Людмила Подобедова

РосБизнесКонсалтин (РБК)