Журнал «Россия и Китай» издается в рамках проекта «Евразийское иллюстрированное обозрение».

СССР и Китай внесли решающий вклад в разгром сил зла во Второй мировой войне

В ходе видеомоста Москва-Пекин, состоявшегося в МИА «Россия Сегодня» и приуроченного к 70-летию Великой Победы, российские и китайские эксперты обсудили исторические аспекты совместной борьбы против фашизма и милитаризма. Организаторами мероприятия выступили московское представительство Газеты «Жэньминь Жибао» он-лайн (партнёр информационного издания «РАСПП-Новости») и МИА «Россия Сегодня».

В ходе дискуссии прозвучал один из главных тезисов о том, что антияпонская война китайского народа в Азии началась задолго до начала войны против гитлеровского фашизма в Европе, при этом Китаю, многие годы противостоящему почти половине дивизий милитаристской Японии, не помогал никто, за исключением Советского Союза.

Китайские историки считают, что война на Дальне Востоке началась с даты 18 сентября 1931 года, когда был зафиксирован первый акт японской агрессии против Китая. Тем более, бесспорным фактом является начало широкомасштабной войны в этом регионе мира в 1937 году, который положил начало так называемому, в японской историографии, «китайскому инциденту».

Официальный Пекин проводит большую работу, чтобы призвать японскую сторону к более точной оценке событий прошедшей войны и принести извинения китайскому народу, который до сих пор не услышал таких слов в свой адрес. При этом Китай ни в коей мере не заставляет Токио делать это под давлением, так как процесс не может быть принудительным.

Ещё один вопрос, волнующий российских и китайских историков, состоит в том, что в последнее время борьбу с милитаристской Японией принято связывать приписывать исключительно США, что на самом деле далеко не так.

Заместитель директора по экспозиционно-выставочной работе Музея Великой Отечественной войны Виктор Скрябин подчеркнул, что «процесс фальсификации истории набирает силу, чему необходимо совместно противостоять». По мнению эксперта, «это делается для того, чтобы уйти от исторической ответственности ряда стран за военные преступления».

Эту позицию поддержали другие участники с российской стороны, в очередной раз напомнив, что так называемый «китайский инцидент» был полномасштабной войной на Дальнем Востоке, в настоящем смысле этого слова, и что в 1936 году Германия, Рим и Токио заключили Антикоминтерновский пакт, создав мировой фашистско-милитаристский блок, объединивший 10 государств, с общей численностью населения свыше 300 млн чел.

Участник дискуссии из Пекина, научный сотрудник Института исследований Японии Академии общественных наук Китая Чжао Ган заявил, что «было бы правильнее говорить, что Вторая мировая война началась в 1937 году, и в последующие два года, вплоть до официального начала войны в 1939-м, Китаю пришлось практически в одиночку, с помощью Советского Союза, противостоять агрессии в Азии». Он также отметил важнейшую роль даты «Нанкинской резни» в истории Второй мировой войны, что также должно стать предметом более внимательного изучения со стороны историков.

Стратегическое значение Маньчжурской операции в ходе разгрома Квантунской армии отметил другой участник видеомоста, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ Владимир Дайнес. «Именно эта стремительная операция, осуществлённая при поддержке монгольских войск, поставила Японию на грань военно-политического поражения, в отличие от разговоров об атомных бомбардировках японских городов».

Особой эмоциональностью были отмечены воспоминания о начале войны, которыми поделился бывший воспитанник Ивановского интердома Ли Шухуа. Он рассказал, что в те дни, когда началась Великая Отечественная война, «в интердоме воспитывалось около 60 детей китайских политических деятелей, в том числе трое детей Мао Цзедуна и двое детей Лю Шаоци. Несмотря на свой возраст, дети рвались на фронт. Например, один из сыновей Мао Цзедуна написал три письма Сталину. В итоге, он был направлен в военное училище, чтобы пройти курс необходимой подготовки, что позволило позже принять участие в боях против фашистов».

Вопрос воспитания подрастающего поколения, на примерах героев войны, был поднят заведующим научным сектором Российского военно-исторического общества (РВИО), кандидат исторических наук Юрием Никифоровым. Он сообщил, что «современная молодёжь активно выступает против фальсификации истории» и что «пересмотр итогов Второй мировой войны выгоден тем силам, которые хотели бы установить однополярный мир». Он также напомнил, что хотя Япония и не нападала на СССР, тот вынужден был держать на дальневосточных рубежах до 30% своих войск, а также половину самолётов и другой техники, необходимой для борьбы на западном фронте».

Юрий Никифоров напомнил аудитории фразу председателя Мао по поводу участия США в войне на Дальнем Востоке: «Если атомная бомба могла решить исход войны, то зачем же тогда было просить СССР вступить в эту войну?» Если бы и нам сейчас удалось отстоять эти тезисы, сказал представитель РВИО, то тем самым удалось бы отгородить историю войны от фальсификации.

Чжао Ган акцентировал внимание на советско-китайском сотрудничестве в первые послевоенные годы, что позволило закрепить результаты победы. Он также напомнил, что извинения Японии перед Китаем – вопрос принципиальный. Так называемые извинения звучали лишь в общем виде, в адрес стран Азии, однако китайский народ их так и не услышал.

Главным тезисом российско-китайского видеомоста стал призыв к недопущению повторения агрессии во всех её формах и проявлениях, для чего должна проводиться регулярная совместная работа по противодействию фальсификации истории Великой Отечественной и Второй мировой войны.

Это мероприятие, проведённое по инициативе московского представительства Газеты «Жэньминь Жибао» он-лайн, стало ещё одной предпраздничной акцией, наряду с  Торжественной встречей российской и китайской общественности, посвящённой 70-летию Великой Победы и организованной совместно с Русско-Азиатским Союзом промышленников и предпринимателей 17 апреля в Московском Доме ветеранов войн и Вооружённых сил.